Культура

Назначенный гендиректором МХАТа Кехман собрался вернуть Доронину — МК

Назначенный гендиректором МХАТа Кехман собрался вернуть Доронину

«Если Татьяна Васильевна сформулирует свои пожелания, то надо их выполнить»

Поделиться

Два назначения, которые в полдень 27 октября произвело Министерство культуры, потрясло Москву: Хабенский в МХТ в Камергерском, Кехман во МХАТе на Тверском. Хабенский не выходит на связь, по привычке шугаясь журналистов, зато Владимир Кехман, назначенный генеральным директором МХАТа имени Горького, для прессы доступен. Во всяком случае, свое первое интервью он дал «МК».

Назначенный гендиректором МХАТа Кехман собрался вернуть Доронину - МК

Владимир Кехман. Фото предоставлено пресс-службой Михайловского театра

— Владимир Абрамович, для меня (и не только для меня) новость о вашем назначении во МХАТ имени Горького — шок. Насколько это предложение неожиданно для вас самого?

— Безусловно, неожиданно. Я благодарен Ольге Борисовне Любимовой, которая за очень короткий срок смогла оценить нашу работу не только в Михайловском театре, но и в Новосибирском. И решение назначить меня во МХАТ было связано с успехами, которые произошли в НОВАТе. Первое — реставрация, проведённая в кратчайшие сроки, и второе — «Пушкинская карта», с которой театр сегодня очень успешно работает. То есть контент, который мы создали за шесть лет, оказался настолько востребованным, что НОВАТ тут обогнал столичные театры и музеи.

— Если министр культуры так высоко оценила вас как кризисного менеджера и предложила большой пост в столичном театре, значит, МХАТ на Тверском бульваре нуждается в смене руководства?

— И не только министр. Это решение поддержано вице-премьером Татьяной Алексеевной Голиковой и аппаратом правительства. Из того, что я читал и слышал о работе действующей команды, могу предположить: это связано, с одной стороны, с непонятным для меня хайпом, не имеющим никакого отношения к театральному процессу, а с другой — с самим зданием, которое нужно привести в идеальное состояние, потому что в 2023 году будет 50-летие со дня его постройки.

— Сейчас вы — худрук Михайловского театра, в этом году в ГИТИСе даже защитили диплом как режиссёр, да ещё с отличием. И вдруг — обратно в хозяйственники, обратно реконструкция. Это же, простите, понижение статуса.

— Все, что неожиданное — это Божье. Для меня это изменения, которые мне очень интересны.

— Чем?  

— В моей жизни была одна великая женщина, которая научила меня всему, что связано с оперой и дирижерами. Это Елена Васильевна Образцова. Во многом благодаря ей я оказался в Михайловском театре.

Сейчас в моей жизни появляется вторая великая женщина — и тоже Васильевна, но только Татьяна. Татьяна Васильевна Доронина. Безусловно, я не претендую ни на какое художественное руководство во МХАТе. И честно скажу, что из режиссеров драматического театра общаюсь только с Львом Абрамовичем Додиным, считаю его своим учителем. Мы с ним много времени провели в разговорах о жизни в опере, я сидел у него на репетициях и любил это больше всего. И, когда я пошёл учиться в ГИТИС, задал Льву Абрамовичу самый главный вопрос: что значит профессия режиссер?

Его ответ меня поразил: он сказал, что такой профессии не существует. Невозможно научиться быть режиссёром. Я действительно в драме мало кого знаю. Лично знаю Ксению Раппопорт, Чулпан Хаматову, Женю Миронова, Володю Машкова, Костю Богомолова. В драматический театр хожу очень редко. Знаком был с Олегом Павловичем Табаковым. Из оперы и балета я не ухожу. Но в моей жизни появляется интересный проект, и очень надеюсь, что контракт, который со мной подписан, я смогу красиво отработать. Если учредитель будет мною доволен, возможно, он продлит его.

— Министр культуры, назначая вас на эту должность, очертила круг ваших задач, определила ваши компетенции?

— Компетенции мои связаны с уставом театра, который мне предстоит внимательно изучить. Надеюсь, что эти компетенции очень простые, как у любого гендиректора: все назначения, все деньги и вопросы, связанные с реконструкцией и реставрацией. В общем, туалеты, буфеты и так далее.

— И назначение художественного руководителя тоже будет в вашей компетенции?

— Не знаю пока, как это определено в уставе, но должен сказать: безусловно, я попытаюсь увидеться с Татьяной Васильевной Дорониной, чтобы она, первое, рассказала мне все пожелания, какие у неё есть и, второе, чтобы уговорить её, чтобы она выходила на сцену, если сможет. Ведь Елена Васильевна Образцова пела в Михайловском театре до последнего. И я был, наверное, единственным, кто не знал о ее болезни. Если бы знал, не дал бы петь, а срочно положил в больницу и, думаю, тогда она прожила бы подольше. Но она мне ничего не говорила, потому что для неё не петь было равносильно смерти.

— Но Татьяна Васильевна ведёт себя как королева в изгнании — никаких контактов с внешним миром. Как вы рассчитываете это сделать?

— Мой близкий товарищ обещал мне помочь в контакте с ней и поедет со мной в Барвиху к Татьяне Васильевне. И есть люди в театре, работавшие с ней, и, может, совместными усилиями мы постараемся с ней встретиться и поговорить. Я вообще считаю, что самое важное в театре — это преемственность и традиция. И потеря этого — самое страшное для театра.

— То есть вы разделяете общее мнение, что с народной артисткой СССР Татьяной Дорониной нынешнее руководство МХАТа обошлось несправедливо?

— И это ещё мягко сказано. Не только худрук (Эдуард Бояков. — « МК») — весь театр поступил с ней несправедливо. Худруку могли бы дать по рукам те же люди, что работают в театре. Не заступились за неё. 

Не знаю всех деталей, которые были в этом противостоянии, но знаю сто процентов — с любым человеком можно договориться, если у тебя есть уважение к нему. Этому меня научила Образцова. И я уверен, что участие в процессе такого человека, как Татьяна Васильевна Доронина, очень важно. Если его убирают из театра — это конец жизни. Поэтому я уверен, что, если физически она сможет, мы увидим ее на сцене — я вам это обещаю. С ней не считались, и в этом суть конфликта.

— Если речь идёт о реконструкции здания на Тверском — как вы, хотя бы на первый взгляд, оцениваете его состояние? Вы были в этом театре?

— Один раз, когда меня приглашал туда Сергей Геннадьевич Новиков на спектакль «Лавр». Но я часто, когда езжу в Минкульт, проезжаю мимо этого здания и могу сказать о внешнем впечатлении: катастрофически грязные окна, фасады в ужасном состоянии. Про крышу пока ничего не могу сказать.

Когда я туда пришёл, то понял, что большой зал архитектурой похож на главный зал Зальцбургского фестиваля. Здание долго строилось, потом МХАТ разделился, и Брежнев принял решение отдать его Татьяне Васильевне. Это великое здание и когда-то был великий театр. И если Татьяна Васильевна сможет сформулировать свои пожелания, то надо эти пожелания выполнить.

Мне кажется, очень важно понять, какой на сегодняшний день бюджет театра, какая финансовая дисциплина. Когда совместно с Минкультом мы проведём аудит, после этого будем принимать все организационные и кадровые решения. А сейчас спокойно познакомимся со всеми и будем работать исходя из того, что имеем.

— Мы — это Владимир Абрамович или с вами придёт новая команда?

— Безусловно, на начальном этапе я кого-то привезу с собой из Петербурга, чтобы они мне помогли быстро войти в курс дела. Но просто пока не понимаю, как будут себя вести люди: там есть коллектив старый и пришедшие уже с новым руководством. Все люди в театре эмоциональные и по-разному могут воспринимать мой приход.

— Сегодня во МХАТе им. Горького художественный руководитель Эдуард Бояков. Вы станете при нем директором или он при вас?

— Насколько мне известно, в соответствии с уставом МХАТ — директорский театр. И, как мне всегда казалось, Бояков — продюсер, который сейчас зачем-то ставит спектакли. Мне нужно с ним встретиться, поговорить и после этого понять, насколько ментально мы сможем взаимодействовать. И только тогда будет решение. Я посмотрел очень много его интервью — он говорит удивительные вещи.

— Например?

— Что МХАТ — номер один в Москве. Честно скажу, то ли я не понимаю ничего, то ли он не понимает ничего. Но нельзя этот МХАТ назвать первым театром Москвы. Мне кажется, что номер один сейчас по эффективности, по значимости — это театр Вахтангова или театр Наций. И Вахтанговский — единственный в стране, кто зарабатывает в два, если не в три раза больше, чем получает субсидий из бюджета.

— Когда вы приступите к выполнению своих обязанностей, с чего начнёте?

— Приступаю с завтрашнего дня, завтра буду в театре. Сразу иду смотреть, какое штатное расписание. И, конечно, осмотр театра. Главное — туалет и буфет, и актерская столовая. По этим точкам сразу видно, эффективный театр или нет. Если людей хорошо кормят, это значит, что руководитель думает о них. Если в туалетах чисто и хорошо, значит к зрителю есть уважение. Сразу понятен уровень менеджмента.

— Планируете переехать в Москву?

— Безусловно.

— В связи с новым местом работы — что будет с вашими — в Михайловском и в Новосибирске? Откуда уйдёте и где останетесь? Или, может быть, потянете все три?

— Из Новосибирска я ухожу. 29 октября я лечу туда на премьеру и попрощаюсь с коллективом. Встречусь с губернатором и полпредом. Там сейчас прекрасный директор – Ара Арамович Карапетян, великолепный музыкальный руководитель — Дмитрий Юровский, надеюсь, он станет художественным руководителем НОВАТа. А в Михайловском я остаюсь художественным руководителем на полставки, как и сейчас.

— Ну а во МХАТе конкретные планы есть?

— Через два месяца сделаем большое событие: презентацию планов Московского Художественного академического театра имени Горького.

Читайте материал «Назначение Хабенского худруком МХТ вызвало вопросы»  

Источник: re-actor.net

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Кнопка «Наверх»