Режиссеры Соловов и Ибрагимбеков рассказали о работе с Куравлевым
«У него была внутренняя энергетика, такая необыкновенная структура, которую невозможно даже вытащить и разложить по полкам»
Не стало Леонида Куравлева. Многие из тех, кто сталкивался с ним в кино, отмечали его удивительную деликатность и скромность. Про съемки знаменитых кинохитов типа «Иван Васильевич меняет профессию» написаны не то, что статьи – книги. Были в карьере Куравлева, может быть, менее заметные, но тоже замечательные работы. О совместных проектах вспоминают режиссеры Иван Соловов и Мурад Ибрагимбеков
Фото: Михаил Ковалев
Леонид Куравлев снимался в фильме «Железнодорожный романс» в роли проводника Петровича. Режиссер Иван Соловов вспомнил, как все это было. Живет он теперь не в России, и трагическая новость поразила его.
— Я сражен новостью о Леониде Куравлеве. У меня ни с кем из актеров, кроме Виктора Павлова и Саши Панкратова-Черного, не было таких теплых отношений во время работы. Я его поначалу не то, что побаивался, но очень осторожно к нему относился, полуофициально. А он оказался настолько душевным человеком! Настолько работоспособным, прекрасным и уважительным! Для меня это было открытие. С такими актерами как Нина Русланова и Леонид Куравлев, которых побаиваешься, думаешь, как бы чего не случилось, оказываешься в итоге в замечательных отношения на съемках. Я счастлив, что встретил их в своей жизни. А познакомились мы мимолетно на «Мосфильме», где Володя Шамшурин снимал вместе с Леонидом Куравлевым и Арменом Джигарханяном картину «Сделано в СССР». Это было перестроечное кино, 1990-е. Для меня Куравлев был мэтр. Прочитав сценарий «Железнодорожного романса», я понял, что играть должен именно он.
— Да, мы, снимая «Железнодорожный романс» колесили по стране. У нас был свой вагон в поезде. Его прицепляли и отцепляли от состава на какой-то станции, потом опять прицепляли, и так мы ездили в Сочи, Вологду, Тверь, хотя основные съемки проходили в Москве. В Сочи мы стояли дня три, снимали, а потом возвращались обратно. Пейзажи за окном играют важную роль. Невозможно было снимать только стенку купе. Поскольку Леонид Куравлев играл проводника, то он всюду с нами ездил, а это непросто проехать страну. Но он все выдержал, хотя тогда уже был в возрасте.
— Он с большим удовольствием согласился, потому что был хороший сценарий, интересная роль и партнер Егор Бероев. Мы сошлись и без всяких конфликтов и нравоучений работали. Знаете, бывает так, что некоторые губу закатывают, начинают капризничать: это буду, это не буду. Ничего подобного у нас не наблюдалось. Предложения рассматривали, утверждали и опять начинали работу.
— Нет, он был один. Честно сказать, я его жену вообще ни разу не видел. Он ездил один. Мы его всячески опекали, думаю, что ему было нескучно. Хотя я знаю об их отношениях. После съемок мы с Леонидом Куравлевым долгое время созванивались, несколько раз встречались в Доме кино. Это не то, что отработали, сказали друг другу «до свидания» и разошлись. Бывает с некоторыми актерами — поработаешь и расстаешься. А с ним, с Мишей Козаковым мы после съемок долго созванивались и общались. Он был очень душевный человек, душа группы. Вокруг него на съемках всегда была жизнь. Каждый хотел ему помочь ему, просто посидеть и поговорить. Он рассказывал байки, без конца шутил. Постепенно наше общение сошло на нет. Леонид Вячеславович стал хуже себя чувствовать. Ему, наверное, лишние звонки были в тягость.
— Некоторые актеры торгуют лицами, а у него была внутренняя энергетика, такая необыкновенная структура, которую невозможно даже вытащить и разложить по полкам. Как невозможно взять его актерское кредо и объяснить студентам, как он добился таких высот. Все это шло изнутри. Объяснить это невозможно. Это не ремесло, а талант, которым обладают немногие.
С режиссером Мурадом Ибрагимбековым Леонид Куравлев встретился на картине «Мужчина для молодой женщины», которая снималась по повести Максуда Ибрагимбекова. О том, как проиходила это встреча, мы и поговорили.
— Я всегда восхищался Леонидом Куравлевым, хотел, чтобы он принял участие в моей картине, и он любезно согласился. Он сыграл адвоката и друга героя Регимантаса Адомайтиса. Герой Куравлева произносит монолог о том, в каком возрасте был наиболее счастлив. Теперь, спустя годы, интересно его вспоминать, он кажется пророческим. И Куравлев замечательно его произносил. Съемка была на крупном плане, и он его держал великолепно.
— По-моему это некое заблуждение. Он был невероятно разносторонним человеком и великим актером. Вспомним «Афоню». Это выдающаяся картина, а у Леонида Куравлева там выдающаяся роль. Таким он многим и запомнился. Но амплуа у него не было. Он был шире амплуа.
— Мы не были знакомы. Он прочитал повесть моего отца. Это был мой козырь, позволивший добраться до великого актера. Может быть, поэтому у него не возникло опасений по поводу работы с молодым и незнакомым ему режиссером. У нас все было очень хорошо. Леонид Куравлев оказался невероятно доброжелательным, тактичным и деликатным человеком, с невероятныи обаянием. Съемки стали для меня как мастер-класс, я же еще пацаном был. Он пришел и сделал свою работу очень хорошо.