Культура

«Войну и мир» сыграли там, где был написан роман

Сцену Вахтанговского театра один в один повторили в усадьбе Толстого

В ночь с пятницы на субботу, когда мир погрузился в глубокий сон, в родовой усадьбе Льва Толстого, в Ясной поляне, раздавались крики «браво» и звучали, кажется, нескончаемые аплодисменты. На такой высокой ноте Театр имени Евгения Вахтангова завершил первый показ своего самого громкого премьерного спектакля «Война и мир», которым он открыл фестиваль «Толстой». И впервые такую масштабную постановку играли под открытым небом. С подробностями из Ясной поляны — обозреватель «МК».

«Войну и мир» сыграли там, где был написан роман

Граф Лев Николаевич Толстой (артист Евгений Карельских) с бородой, в шляпе, опирающийся на палку, фотографируется в окружении артистов, монтировщиков, гримеров, костюмеров. Групповой портрет на память. Все счастливы, включая графа. Фон съемки самый что ни на есть природный — темная ночь, которая подсвечена фонариками тысячи мобильных телефонов зрителей, которые после показа не спешат расходиться. И это  эффектная финальная точка триумфально завершившегося первого показа «Войны и мира», который начался здесь ещё засветло, когда зрители начали съезжаться в родовое гнездо Толстых. 

Кажется, что в Тульскую область приехала не только вся Тула с ее окрестностями, но и Москва. Кто не попал на спектакль Римаса Туминаса в столице, рванули в Ясную поляну. Во всяком случае, народу здесь тьма. Ходят, бродят от двухэтажного дома Льва Николаевича, где он прожил в общей сложно пятьдесят лет и где написал «Анну Каренину» и «Войну и мир», до его могилы. «Без своей Ясной Поляны я с трудом могу себе представить Россию и моё отношение к ней», — писал граф. 

Для того, чтобы ведущий российский театр в Ясной поляне сыграл выдающийся спектакль Римаса Туминаса, здесь специально возвели Вахтанговский театр. То есть не сам театр, конечно, а один в один скопировали его Историческую сцену — высотой без преувеличения с пятиэтажный дом, и трибунами на тысячу зрителей.

— Авантюра — это когда человек из чего то приобретает выгоду. Мы же приобретаем выгоду только профессиональную. Сможет ли театр с таким огромным спектаклем работать на открытом воздухе? А так, учитывая, что это конец сезон, который был тяжелённый со всех сторон — и столетие театра, и премьера «Войны и мира», и трагические события, связанные с отъездом  Римаса, когда он не может быть с нами, вряд ли бы подписались. Но фестивалю «Толстой» мы сказали: «Да». Но даже сами строители признались, что им впервые пришлось собирать  подобную  огромную площадку с такими нагрузками. Одна декорационная стена, которая катается по сцене весит порядка 2,5 тонны. И сцена оборудована ровно так, как у нас в театре — свет, звук —  все один в один. К новым условиям «Войну и мир» адаптировал актёр и ассистент Туминаса Эльдар Трамов, недавно сам выступивший в качестве режиссера.

Сцена готова и ждёт. Занавес ещё закрыт. Все артисты собрались на сцене и слушают Римаса Туминаса, который вышел с ними на связь по скайпу. Он просит артистов не терять темпоритм, напоминает куда тянуть нить истории, но самые главные его слова, пожалуй такие: «Спектакль много гастролирует, но именно в Ясной поляне он должен родиться. Вы должны играть не как подарок, который привезли людям из Москвы, а как покаяние».   

С этим и начали в восемь вечера, ещё засветло. Трибуны забиты. Но те, кто не попал на спектакль не уходят, остаются стоять возле металлических ограждений: отсюда не видно, но отлично слышно все. Пара оттаянных зрителей залезли на деревья и оттуда наблюдают первую сцену — салон Анны Павловны Шерер. «Пьер, вы русский», —  с вызовом спрашивает героиня Людмилы Максаковой. 

После первого антракта над «Войной и миром» склонилось чёрное небо. Естественные декорациями стали вековые деревья, которые возвышались над трибунами зрителей и все это — тёплая ночь, звуки вокруг, мотыльки, мечущиеся в свете софитов — производили сильное впечатление как на зрителей, так и актёров. «Это влияло на мой текст, и даже совпадало с ним, когда, например, я читал  монолог в сцене Бородино, — говорит мне Юрий Цокуров, блистательно исполнивший роль Николай Ростова. Коллеги только подтверждают его слова — что-то необъяснимое было в этой природной декорации, и сам текст Толстого звучал иначе,  Особенно сегодня, когда в схватке на Земле сцепились война и мир. 

Для Евгения Князева, играющего роль старого Болконского, приезд в Ясную поляну имеет особое значение. Он родился и вырос буквально в двух километрах от Ясной поляны. После войны его родители совсем молодыми людьми приехали работать на местные угольные шахты — возрождать их. «Это было в посёлке под названием Западный, — рассказывает артист, — здесь  я учился в школе и часто ходил на экскурсии в Ясную поляну. Мне очень нравилась профессия экскурсовода, и я, когда возвращался домой, сочинял свои экскурсии, представлял как говорю людям: «посмотрите направо, а теперь —  налево». Я серьезно думал, что когда вырасту, то стану экскурсоводом, а стал, как видишь,  артистом. Более того, никогда не думал, что сыграю самый нелюбимый мной персонаж романа — старого князя Болконского. Мне, когда я впервые прочёл роман ещё в школе, он казался таким злым, таким, ну прямо скажем,  тираном». 

Евгений Владимирович играет удивительно тонко и в тоже время на грани гротеска. Замечательно работают и остальные — опытные вахтанговцы (Людмила Максакова, Владимир Симонов, Сергей Маковецкий, Олег Макаров, Анна Дубровская, Мария Шастина, Ольга Чиповская, Ирина Дымченко) и молодые актеры, о которых именно после премьеры заговорили как о ярких индивидуальностях — о Денисе Самойлове и Павле Попове в роли Пьера Безухова, Владимире Логвинове (Анатоль Кулагин), Юрии Цокурове (Николай Ростов), Марии Волковой (Соня), Яне Соболевской и Анне Антоновой (Элен). Дебют студентки Театрального института имени Бориса Щукина  Ксении Трейстер в роли Наташи Ростовой, состоявшийся в Москве, в Ясной поляне толко подтвердил потенциал дебютантки, теперь зачисленной в труппу театра. 

После спектакля, когда был сделан памятный снимок на сцене (Лев Толстой в окружении артистов и всей технической команды) интересуюсь у Кирилла Крока: «У открытой  площадки, есть один серьезный фактор  риска — это погода. Если начнётся дождь, вы остановите спектакль?» — «Нет, не остановим. Артисты, конечно, находятся в более  выгодном  положении — над ними крыша. А зрители… им приготовлены дождевики, и они, мне кажется, готовы к любым сюрпризам».

Источник www.mk.ru

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Кнопка «Наверх»