Последние новостиРоссия

«Запорожцы» в виде минивэна, микроавтобуса и грузовика

Опубликовано:02.09.2021

Запорожский автозавод «Коммунар» занимал третье место в СССР по объему производства легковых автомашин. С приходом на рынок АвтоВАЗа ЗАЗ был вытеснен из тройки лидеров. Хотя инженерные решения, применяемые во внешне неказистом «Запорожце», могли сделать переворот в мировом автомобилестроении.

«Запорожец»-минивэн

«Запорожцы» в виде минивэна, микроавтобуса и грузовика

В 1960 году с конвейера сошла первая партия ЗАЗ-965 — компактного автомобиля, отличавшегося простотой конструкции, довольно мощным двигателем и прекрасной проходимостью. Конструкторы высоко оценили перспективность базовой компоновки агрегатов (заднего расположения двигателя мощностью 30 л. с.) и задумались над созданием на основе ЗАЗ-965 линейки недорогих машин.

Силами энтузиастов из Всесоюзного НИИ технической эстетики (г. Москва) в середине 60-х годов появилась концептуальная модель под названием «Макси», в которой использовались конструкция подвески и агрегаты ЗАЗ-965, а мощность двигателя увеличилась на 10 л. с.

Но основная особенность «Макси» состояла в принципиально новом виде кузова. Его назвали «вагонным». В мире на тот момент еще не было таких разработок: первый минивэн выпустила фирма «Крайслер» в 1984 году.

Внешние габариты «Макси» и ЗАЗ-965 почти не отличались, но новая модель имела более просторный салон. Этого удалось достичь, поменяв конструкцию кресел водителя и переднего пассажира.

Форма спинок и сидений стала ковшеобразной, поэтому более эргономичной, а их размер — меньше. Кресла были снабжены перемещающими и разворачивающими на 45° механизмами, благодаря которым легче осуществлялся процесс посадки-высадки.

Изменился дизайн и внешних элементов кузова. Широкая задняя стойка с обратным наклоном стала воздухозаборником, обтекателем и дугой безопасности, предохранявшей автомобиль от возможного повреждения. А оригинальные крепления элементов подвески и рулевой рейки создали надежную защиту передней части машины, водителя и пассажира при лобовом столкновении.

Впервые в мировом автопроме была испробована модель широких раздвижных дверей (по одной с каждой стороны). Но «Макси» по неизвестным причинам не пошел в серийное производство, а единственный экземпляр этого минивэна сохранился только на фото.

Параллельно с московскими коллегами разработкой автомобиля вагонной компоновки занимались инженеры ЗАЗа, которые в 1962 году предложили вариант шестиместного микроавтобуса ЗАЗ-970, созданного на базе ЗАЗ-965.

Благодаря высокому клиренсу, металлическому кузову, широкой распашной двустворчатой двери и низкому расходу топлива машина могла пригодиться в сельской местности. Но ее серийное изготовление не было налажено из-за дефицита финансовых средств на переоснащение производства.

«Запорожец»-грузовик

«Запорожцы» в виде минивэна, микроавтобуса и грузовика

Кроме пассажирской версии микроавтобуса, был создан грузовой фургон, который конструкторы прозвали «Точилом». Несмотря на малый размер, полезная грузоподъемность этой модели составляла 350 кг, объем грузового отсека — 2,5 м³, а расход топлива двигателя мощностью 27 л. с. был всего 7,5 л на 100 км.

Продолжением 970-й серии стал цельнометаллический грузовик-пикап, способный перевозить до 400 кг груза. А в дальнейшем были планы разработки модели грузо-пассажирского микроавтобуса ЗАЗ-971 с подключаемым передним приводом.

В 1963 году, по правительственному заданию, Запорожский автозавод стал перестраивать свои цеха для производства отдельных образцов военной техники, поэтому проекты ЗАЗ-970 (971) закрыли, и до наших дней не дошло ни одного рабочего экземпляра этих грузовых машин.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Кнопка «Наверх»