Благовещенск превращается в центр фестивальной жизни Дальнего Востока
Культура у высоких берегов Амура
На Дальнем Востоке на наших глазах возникает «точка притяжения» фестивальной жизни, закрепляющая за столицей Амурской области статус культурного центра региона. Почему в Благовещенск едут звезды мирового и российского кино, а режиссеры «придерживают» новые фильмы до момента показа там? Каким потенциалом обладает город, расположенный на границе с Китаем? И как река Амур, географически разделяющая два дружественных государства, одновременно может соединять их в культурном плане? Обо всем этом нашему корреспонденту рассказала Ольга Смирнова, руководитель Амурской филармонии.
Концерт хора имени М.Е. Пятницкого в столице Амурской области, май 2021. Фото: Оксана Шишенко
— За двадцать лет фестиваль « Амурская осень» воспитал своего зрителя. Порт Благовещенск находится в тупике, ты едешь по Транссибирской магистрали, проезжаешь Белогорск, Свободный — а дальше всё упирается в Амур. В семистах метрах через реку от нас— китайский город Хэйхэ. Мы с китайцами друг другу машем рукой. Но логистически это, повторюсь, тупик, и приезд больших коллективов для нас проходил очень часто мимо. Потому что к нам самолеты летают по два один раз в день и поезд на Восток и Запад ходит один один раз в день. Очень сложно все это выстраивать.
Каждый год в сентябре, в золотую пору, к нам приезжает 300 человек, есть и кинопрограмма, и программа антепризных спектаклей. Мы единственные в стране, кто проводит конкурс антепризы.
Ольга Смирнова. Фото: Оксана Шишенко
— Нашей области в следующем году будет 165 лет — корни очень «короткие» у людей. Это же не 875 лет Москве, «земляной вал» очень маленький.
Первыми были 60 казаков-переселенцев, основавших станицу Благовещенскую, с них все начиналось. Если прокрутить с самого начала, то кто ехал к нам в XIX веке? Сюда бежали первопроходцы, которым хотелось свободы, кому был смысл приехать, заработать и уехать. В начале XX века в наши места устремлялись белогвардейцы, они приезжали, оставались, закрепившись немного, и тем не менее уезжали. Далее XX век — это стройки БАМ, ГЭС, Амуруголь, к нам точно так же приезжали, зарабатывали и уезжали.
Вторым нашим проектом является «Русско-китайская ярмарка культуры и искусств». В чем ее уникальность? Мы и Китай — два берега одной реки. Но Амур мы воспринимаем не как реку, разделяющую наши страны, а как объединяющую.
А с 1 октября Благовещенск становится городом притяжения благодаря фестивалю классической музыки.
— Самое главное сейчас — сохранить то, что есть. Для нас принципиально важно, чтобы федеральные коллективы доезжали до Амурской области.
Но только после того, как привезешь к нам столичных артистов, начинаешь понимать, что находишься в одном эмоциональном поле и культурном поле с Москвой. Когда вахтанговские спектакли смотришь у нас также, как на Арбате, расстояния просто схлопываются.
Военный оркестр Минобороны на Набережной реки Амур. Благовещенск, июнь 2022 г. Фото: Оксана Шишенко
— К нам уже едут из Алдана, Камчатки, Хабаровска, Владивостока — это люди, которых я лично знаю, они приезжают, снимают номер в гостинице и живут.
Этой возможностью пользуются ближайшие регионы, где фестиваль знают.
Раньше мы были как бы в конце Дальневосточного федерального округа, но через какое-то время Забайкалье присоединилось и Бурятия. И чисто территориально мы стали центром.
— На поезде двое суток, на самолете два часа. А то, что самолет раз в семь дней — для фестиваля хорошо. В воскресенье прилетел — в воскресенье через неделю улетел.
Фото: Оксана Шишенко
— Не бойтесь ехать. Об этом говорят все, кто у нас побывали — Алексей Гуськов, Людмила Максакова, Ирина Купченко: лететь 8 часов — это страшно, но когда ты долетаешь и понимаешь, что там и с каким рвением люди стремятся к искусству — перелет оказывается оправданным.
Купченко как-то сказала: «Если бы я была мужчиной, я стала служила на Дальнем Востоке, потому что это там какие-то другие смыслы». И мы правда немножко другие, и если вам хочется подпитаться этой энергетикой — добро пожаловать.
Да, было время, когда театры были ориентированы на центральную часть России и выезд в Европу, это нормально. Но в какой-то момент мы потеряли ощущение своей страны.
— Да!
Федор Добронравов, фестиваль «Амурская осень» (предоставлено Ольгой Смирновой)
— Вся проблема Дальнего Востока— то, что у нас на десять регионов четыре символических оркестра. В нашем городе есть филармония, театр драмы, он маленький и очень уютный, есть театр кукол — и большой культурный центр, где проводится основная гастрольная деятельность. Помню, в 2015 году было жуткое наводнение. И у нам прилетел коллектив хора Пятницкого, мы собирались давать концерт на улице, но ожидался дождь — с музыкальными инструментами невозможно было бы работать. За два часа до мероприятия мы приняли решение перенести в концертный зал. А народу на площади не объяснишь, почему так сделали, когда стоит солнце. Так вот нам пришлось вызывать милицию — люди шли огромными потоками — пока у нас не забился зал и по технике безопасности было небезопасно продолжать. Зал у нас специфический, с окнами, и чтобы выйти из положения, мы открыли окна и двери, и люди стоили под окнами и в фойе — и слышали музыку.