Культура

Александра Стреляная сняла фильм о людях, вросших в курган

Юная красавица Ананке Арейру сыграла героиню, ставшую частью киновселенной

В «Новом чуде» Александры Стреляной обычные люди превращаются в фантастические существа с уходящими в землю корнями. Актеры на наших глазах становятся анимационными персонажами, а потом возвращаются в привычное состояние. Пока у фильма только фестивальная судьба: участие в «Послании к Человеку», приз за режиссуру на «Амурской осени» в Благовещенске.

Александра Стреляная сняла фильм о людях, вросших в курган

Полина (Ананке Арейру) и Монке (Владимир Канухин). Кадр из фильма предоставлен съемочной группой

«Новое чудо» рождалось незадолго до пандемии, и не было возможности показать его зрителям. В истории, которую сочинила Александра Стреляная, встречаются два мира — людей, живущих привычной жизнью, и «лесных братьев», то ли жертв экологической катастрофы, то ли добровольцев, избравших свободную и дикую жизнь вдали от людей. Они живут в кургане, словно замурованные в него. Один герой с младенчества в лесу и успел врасти корнями в землю. Он ничего не выбирал. Выбор сделала за него мать. Теперь лес их дом. Они ушли из большого мира и задаются вопросами: «Кто мы? Жертвы? Жертва не должна быть напрасной». Мутанты, как их часто называют, хотя видимых оснований для этого мало, не видели ни одного человека за 17 лет, пока в лесу не появилась группа молодых ребят с «большой земли».

Юная Полина — одна из них — встречает в лесу Монке, на вид — обычного парня. Приходится объяснять друзьям, что он не враг. Не такие, как все, — это те, кого выплюнул мир, как рыбьи кости. Так они сами считают. Стопроцентно несчастные люди хотят, чтобы несчастных не было.

На наших глазах рождается первая лесная любовь Полины и Монке. Главные роли сыграли уже известная актриса с причудливым именем и необычной внешностью Ананке Арейру и дебютант Владимир Канухин. Они очень разные, как и их герои. «Ты другая», — скажет он. И его мать посоветует: «Ты должен увести эту девочку из леса. Она чужая». Лица актеров становятся анимационными в те минуты, когда им тесно в привычной реальности и нужен выход. Лесная птичка здесь напоминает морского ежа. Все странно, какое-то обыкновенное чудо. И ноги у юноши гниют, как падаль, из-за того, что он их порезал. Мир на исходе. Скоро вымрут не только рыбы и звери, но и люди. Они могут переродиться и стать частью киновселенной, персонажами фильмов.

Александра Стреляная — выпускница операторского и режиссерского факультетов Санкт-Петербургского университета кино и телевидения. Ее мастерами были оператор и режиссер Дмитрий Данилин и документалист Виктор Семенюк. Она так ярко начинала в студенческую пору. Ее документалистика выходила за рамки привычного своей поэтикой и язычеством. Ранний «Сарафан», основанный на черно-белых фото и обрядах, рассказах старух о свадьбах, участвовал в Амстердамском фестивале IDFA. Со Стреляной связывали столько надежд. Потом был игровой дебют «Суходол» по Бунину, «Море», «Невод», «Порт», в которых чувствовалась природная стихия, дыхание ветра и воды.

В «Море» тоже встречаются двое на берегу Северного моря. Они такие же разные, как в «Новом чуде». И было у них лето первых тревог и влюбленности, дающихся человеку только в юности. В финале «Нового чуда» слишком долго звучит советский хит «Трава у дома»: «Земля в иллюминаторе, Земля в иллюминаторе…» Зачем-то она понадобилась режиссеру для апокалиптической истории любви, чтобы окончательно прибить ее в зародыше.

Источник www.mk.ru

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Кнопка «Наверх»