Культура

Дочь Роберта Рождественского поделилась воспоминаниями: дуэли с Евтушенко, рождение шедевров

Поэту исполнилось бы 90

20 июня 1932 года, ровно 90 лет назад, в небольшом селе Косиха на Алтае (тогда этот регион назывался Западно-Сибирским краем) родился выдающийся поэт Роберт Рождественский. Ярчайший представитель советской литературы заслужил всенародную любовь — его поэзию, равно как и песни на его стихи, знают и ценят жители всей канувшей в Лету страны, занимавшей одну шестую часть суши.

Дочь Роберта Рождественского поделилась воспоминаниями: дуэли с Евтушенко, рождение шедевров

Фото: ГМИЛИКА

Поклонники творчества Рождественского слушали его стихотворения на стадионах, в радио- и телеэфире, читали в журналах и газетах, выходивших миллионными тиражами. А уже в 90-е стихи «— Отдать тебе любовь? — Отдай!» и многие другие (не всегда с правильным указанием авторства, но с любовью, граничащей с обожанием) старательно переписывали цветными ручками школьницы и школьники в свои «Дневники друзей» — и эта наивная форма интереса к рифмованным строчкам является частью феномена «шестидесятничества». Явления, которое невозможно запереть в хронологические рамки десятилетия, когда весь СССР в одночасье превратился в государство, где, по словам другого великого «шестидесятника» — Евгения Евтушенко, были «пусты лагеря, а залы, где слушают люди стихи, переполнены».

О жизни и судьбе Рождественского, творившего до последнего своего часа на земле, о том, что поэзия — это даже не сложный творческий процесс, а тяжкий труд, и о том, почему поэт должен не только думать о себе, но и о тех титанах, на плечах которых стоит каждое последующее поколение пишущих, корреспондент «МК» побеседовал с его старшей дочерью Екатериной Рождественской.

— Он это не любил. Просто был очень скромным человеком. Не любил публичность, не любил выпячиваться, не стремился переделывать мир, чем занимались многие его коллеги при жизни. Он таким родился — и этим все сказано.

— Да, мне кажется, песни сделали его еще более знаменитым. А еще благодаря передаче «Документальный экран» о нем узнали все. Тогда любой ведущий передачи или программы становился суперпопулярным. Его узнавали на улицах — это была неотъемлемая часть телевидения. Если ты появляешься на экране, ты становишься известен всему Советскому Союзу. Плюс в конце 70-х был пик популярности песен на советской эстраде. Они тоже стали добавлять славы, потому что появился помимо «Голубых огоньков» конкурс «Песня года», который транслировался на всю страну. И там очень тщательно показывали всех композиторов и поэтов. Отец стал визуально знаменитым в том числе благодаря этому. Но в основе всего лежали стихи.

— Когда он выходил на сцену, то становился другим. И по человеческим качествам тоже — у него куда-то пропадала застенчивость. Даже заикание пропадало! Он читал свои стихи плавно, без спотыканий, превращался в глашатая и получал от этого большое удовольствие, потому что видел отдачу. Один раз я присутствовала, когда еще была маленькой, это был 1965-й или 1966 год, на его выступлении в «Лужниках», где собиралось по 14 тысяч человек. Он запнулся, забыл какую-то строчку, и я услышала, как все эти 14 тысяч голосов подсказали ему следующую. И я тогда поняла, что отец не зря сидит у себя в кабинете, если зрители без книжки на коленях подсказывали ему.

— Я тогда была совсем ребенком, меня до этого не допускали, и я этим не интересовалась. И отец потом не очень об этом распространялся. Но для семьи это была очень сложная ситуация: стихи отца перестали публиковать и издавать. И ему пришлось уехать в Киргизию достаточно надолго и заниматься там переводами советских поэтов. Это, конечно, сказалось на нем и на его творчестве.

Дочь Роберта Рождественского поделилась воспоминаниями: дуэли с Евтушенко, рождение шедевров

Екатерина Рождественская. Фото: Из личного архива

— С Брежневым они не были знакомы, и ничего подобного не было. Только у меня однажды случился диалог с властью, когда я встретилась с Горбачевым на каком-то заседании и попросила, чтобы отцовские деньги, которые он заработал в течение жизни, лежавшие во Внешторгбанке, позволили снять и пустить на его лечение. Это было единственное взаимодействие нашей семьи с Горбачевым.

— Я видела только перефотографированную версию этой газеты. О подростковых стихотворных опытах вообще не знаю. А первая книга «Флаги весны» вышла, когда ему было уже лет двадцать, он был уже состоявшийся поэт. Не думаю, что он стеснялся ранних произведений, это было накапливание опыта. Он писал потом о стыде за стихи, но речь шла о том, как он верил в коммунизм и потом эта вера прошла. Он единственный из поэтов, кто верил действительно, а не играл в это, был по-настоящему честным человеком.

— Он русский советский поэт — раньше ведь и так называли.

— Он не вставал утром как русский поэт и не просил, чтобы ему сварили каши или кофе подали. Он никогда в жизни о себе не говорил, это о нем говорили, и говорили очень по-разному.

— Поэзия создавалась дома, он уходил, запирался у себя в кабинете, начинал безумно курить. Видимо, табак был его партнером в написании стихов. Начинала стучать машинка, и свежие, еще «теплые» стихи выносились к нам на обсуждение — мы всегда были первыми слушателями. Он говорил: «Девочки, идемте, я вам почитаю» (потому что, кроме нашего пса, все были девочки). И мы слушали, а мама сразу мрачнела, потому что цеплялась за какие-то слова и неточности. Я тоже имела наглость делать замечания: были слова, которые я не понимала, он старался их объяснить. Мне посчастливилось присутствовать при том, как он что-то менял даже, я тоже выступала в роли редактора.

— Я помню рождение песни «Мгновения» из «Семнадцати мгновений весны». Когда он читал стихи, когда очень долго боролись с музыкой. Он до этого никогда не работал с Микаэлом Таривердиевым, видимо, у него был музыкальный ритм другой, еще неизвестный и непонятный ему. Они долго подстраивались друг под друга — это был продолжительный творческий процесс.

А еще я помню написание «Свадьбы», музыка которой мне безумно надоела, потому что папа летом взял ее на маленьком кассетном магнитофончике с собой в Юрмалу, в Дом творчества писателей. И эта «Свадьба» там постоянно проигрывалась, совершенно без стихов, просто мелодия, и я ее ненавидела.

— Это была его работа. Так же как человек приходит на работу и начинает писать статью или шить брюки, так же он писал стихи. Когда к нему приходили наши замечательные певцы, Магомаев или Кобзон, был тоже свой ритуал. Сначала бабушка усаживала всех за стол, потом они шли с родителями играть в нарды (я слышала, как все время бросались эти шашечки). И только потом начиналась работа. И вот слышался удивительной красоты голос, на который сбегались соседи с просьбами отсыпать соли или дать свежую газету — в надежде увидеть звезд сцены живьем, а не по телевизору. Так что соли мы передали больше пуда в то время.

— Я считаю, что большинство его стихотворений подходит под нынешнюю обстановку. Они актуальны и до ужаса правдивы. В этом отношении он был провидцем и многое предчувствовал — в чем и заключается гений поэта.

Дочь Роберта Рождественского поделилась воспоминаниями: дуэли с Евтушенко, рождение шедевров

Памятник работы Церетели у стен мемориального музея в селе Косиха. Фото: ГМИЛИКА

— Он очень любил поэзию начала века, особенно тех авторов, кто был вырезан из литературы. Он знал наизусть все, что только можно было знать. У них с Евтушенко были даже «дуэли» — один начинал читать стихи наизусть, а второй должен был продолжить. Это длилось по нескольку часов. А что касается Цветаевой и Мандельштама, то он отвоевал Дом-музей Цветаевой и выступил председателем комиссии по наследию Осипа Эмильевича. Факты известные, другое дело, что это отнимало много времени и здоровья: потому что он просиживал в приемных у чиновников, выпрашивая, чтобы дом, где жила Марина Ивановна, отдали под музей, а не под очередной банк. И он тратил время на это, но я понимала, что он был больше чем поэт, в это время и делал благое дело. Он об этом мало говорил, но мы очень этим гордились — его ролью просветителя.

— В последние годы жизни он написал лучшие свои стихотворения. Так считают многие. Работал постоянно — когда мог, когда физически себя хорошо чувствовал. Он уходил на свой второй этаж в Переделкине, где располагался его кабинет, смотрел в окно и списывал то, что ему приходило в голову. За пять лет с момента операции до его ухода он написал ряд совершенно удивительных, пронзительных стихотворений. И среди них — стихи прощания. И когда я его спрашивала: зачем ты их читаешь, это же совершенно невозможно слушать?! Он говорил: я вас готовлю к тому, что неизбежно, и считаю, что так вам будет намного проще. Последние годы были очень плодотворными.

— Осталось, конечно, очень многое. Но мы делимся, такими вещами нужно делиться, гордиться, хвастаться. Пусть люди видят, как это все рождалось, из какого сора росли стихи. И чашки какие-то, и части сервизов, и пиджаки мы отдали в музей на Алтае, он очень хороший, очень теплый, очень наш. Мы старались этот музей насытить и наполнить, и вот сейчас я везу с собой туда похвальную грамоту, которую отец получил в 7-м классе, еще какие-то документы и письма.

Маленькая деталь. В мемориальном музее есть комната шестидесятников. Там мебель тех лет, виниловые пластинки, а на стене висит дисковый телефон: черный эбонитовый, какие были тогда. И рядом книжечка с карандашиком, какие висели в прошлом в коммунальных квартирах. И записаны телефоны: Рождественский — такие-то цифры, Евтушенко, Вознесенский — такие-то. И ты набираешь нужный номер, и отец читает свои стихи по телефону. Не каждый московский музей может такой придумкой похвастаться!

О том, что делается для увековечивания имени Роберта Рождественского на его малой родине, нашей газете рассказала Елена Огнева, заместитель директора Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая.

— Мемориальный музей Рождественского является нашим филиалом и находится в селе Косиха Алтайского края. Он был открыт в 2012 году и этом году отмечает свой первый юбилей. Сегодня гостям музей представляет пять экспозиций. В первые годы существования музей имел вполне канонический вид традиционного литмузея. Но довольно быстро к нам пришло осознание того, что консерватизм литературного музея с классической экспозицией о жизни и творчестве поэта — это дорогое сердцу, но все же наследие прошлого. В 2017 году в музее появилась интерактивная экспозиция «Гостиная шестидесятников», которая дала возможность посетителям погрузиться в поэтическую атмосферу 1960-х, используя весьма необычный инструментарий. Это и «говорящий» телефон, и работающие радиоприемник и телевизор, которые словно остались в своем времени и до сих пор транслируют программы тех лет. В интерьере гостиной можно сделать видеозапись собственного вступления, исполнив песню либо прочитав стихотворение Рождественского. По желанию исполнителя эта запись публикуется в соцсетях. Таким образом, каждый желающий может принять личное участие в народной популяризации творчества любимого поэта.

В 2018 году перед зданием музея был установлен памятник Роберту Рождественскому, который создал и передал в дар Алтайскому краю скульптор, народный художник СССР Зураб Церетели. Инициатором открытия памятника стала Екатерина Рождественская. Она же передала музею большой комплекс мемориальных предметов, когда-то находившихся в доме семьи Рождественских. В него вошли мебель, предметы быта, личные вещи. Этот дар стал основой новой экспозиции «Реликварий семьи Рождественских». В музее Р.И.Рождественского есть отдельный экспозиционный зал, представляющий авторский проект под названием «От сердца. От руки». Он представляет 30 работ барнаульского каллиграфа Ольги Алексеенко, которая в разных техниках и материалах представила поэтические строки Роберта Рождественского. Часть листов дополнена акварельными рисунками и выразительной графикой, выполненной пером. Так музей реализовал свое желание сделать поэтическое произведение объектом музейного показа, а точнее — арт-объектом, в котором бы соединились ценность содержания стихотворения и художественная форма его презентации. Мы стали музеем, который постоянно ищет новые формы презентации поэтического наследия Роберта Рождественского.

Источник www.mk.ru

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Кнопка «Наверх»