На вечере Рустама Ибрагимбекова вспоминали о жизни без заборов

Продюсер и актриса Фатима Ибрагимбекова: «Я желаю всем вернуться к широким столам»
В Москве в 18-й раз проходит Форум национальных кинематографий, появившийся на свет в 1998 году. В последние годы он встал на паузу и только теперь возобновил свою работу уже без своего создателя — выдающегося человека нашего времени, режиссера и кинодраматурга Рустама Ибрагимбекова, которого знают по фильмам «Белое солнце пустыни», «Храни меня мой талисман», «Урга. Территория любви», «Сибирский цирюльник», «Утомленные солнцем». Его не стало 11 марта 2022 года, и теперь его дело продолжает дочь Фатима Ибрагимбекова.
Кадр из фильма «Скоро кончится лето». Пресс-служба кинофорума
На вечере памяти Рустама Ибрагимбекова, который прошел в рамках форума, теперь носящего его имя, актриса, сценарист и продюсер Фатима Ибрагимбекова говорила о том, о чем не раз говорил и ее отец: «Я хорошо помню, времена, когда соседи собирались во дворе за одним широким столом, и каждый приносил свое угощение. А потом наступило время строительства заборов. Чем больше достижений, тем выше заборы и сильнее желание все спрятать из-за страха потерять. Я желаю нам всем вернуться к широким столам и не возводить высоких заборов. Когда у нас становится чего-то больше, нужно делать столы шире, а не заборы выше! «Золотая арка» была задумана Рустамом Ибрагимбековым, чтобы преодолевать самые высокие заборы для того, чтобы мы с радостью и по-соседски собирались за широкими столами и делились своими достижениями. Кинематограф призван объединять!»
Рустам Ибрагимбеков, будучи руководителем Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии и Форума национальных кинематографий, предпринимал титанические усилия, чтобы объединить кинематографистов постсоветского пространства, организовал киношколу, где уже люди нового поколения из стран СНГ и Балтии проходили азы кинопрофессий. И международную премию «Восток-Запад. Золотая арка» он организовал с теми же намерениями. Теперь в изначально задуманном виде провести многое невозможно с учетом сложившейся геополитической ситуации. Приходится начинать с нуля.
Чтобы деятельность Конфедерации не прекратилась, и решено было возродить Форум национальных кинематографий. Акцент сделан на образовательные программы, поддержку студентов киношкол тех стран, которые участвовали в деятельности Конфедерации. С недавних пор ее возглавляет белорусский актер Виктор Васильев.
В онлайн-формате провели для студентов и выпускников творческих вузов разных стран цикл лекций известных кинематографистов. Лидировал Казахстан, где кино развивается бурно. Оператор из Алма-Аты Талгат Тайшанов рассказал о тех сложностях, с которыми он сам и его коллеги сталкиваются на съемочной площадке, о многокамерном методе работы в кино и на телевидении. Казахстанский художник-постановщик Марат Иманберген поделился опытом создания декораций к сериалу «Каныш Казына» и игровому фильму «Безумный Карим», рассказал об особенностях работы на исторических проектах. Его соотечественник и режиссер Азат Хакимов говорил о документальном подходе в игровом кино. Взуализации сценария посвятил мастер-класс белорусский оператор и режиссер Петр Кривостаненко. Знаменитый советский и узбекский актер Рустам Сагдуллаев, которого любят и помнят у нас по фильмам «В бой идут одни старики», «Нежность», «Влюбленные», поделился опытом работы в современном кино, иногда трудном для представителей его поколения.
Круг стран-участниц в этом году сузился, но все-таки его представляли Белоруссия, Казахстан, Армения, Таджикистан, Азербайджан, Кыргызстан, Узбекистан. Впервые появилась новая номинация – «Лучший студенческий дебют». Жюри форума возглавил близкий друг Рустама Ибрагимбекова, классик советского и российского кино, кинодраматург Павел Финн. Он и его коллеги в день открытия форума назвали победителей.
Кадр из фильма «Младший брат ангелов». Пресс-служба кинофорума
Лучшим игровым фильмом стала картина из Таджикистана «Водный мальчик» Файзулло Файзова, уже получившая обойму призов по всему миру. В ее основе – рассказ покойного сценариста и режиссера Бахтиёра Худойназарова, который он сам хотел экранизировать. Тогда бы сложилась трилогия, начатая картинами «Лунный папа» и в «В ожидании моря». Съемки «Водного мальчика» проходили на водохранилище, которое огромно как море. Там и Бахтиёр когда-то снимал «Лунного папу». Это история про бедную семью, живущую в рыболовецком поселке. Море – это жизнь. Оно питает энергией огромную территорию. Патриархальная жизнь меняется, и люди часто не отдают себе отчет в том, что творят. Мальчик Рамзес проводит в море и у море все свои дни и считает что море его любит. Синева первых кадров, где люди прокладывают «дорогу» к морю, поражает своей красотой. В поселок приезжают кинематографисты. Эти пестро одетые люди с длинными волосами кажутся местным странными, но зато они дают шанс подзаработать. Отец Рамзеса – Сафар — проходит кастинг, и его утверждают на роль Ходжи Насреддина. Его жена устала от нищеты, от нежелания мужа переехать в город и хочет с ним развестись. Но отъезд ничего не решит. Жюри сделало верный выбор, многое закольцевав своим решением.
Файзулло Файзов и сам родился в небольшом поселке. Он окончил актерский факультет Таджикского института культуры и искусств имени М. Турсун-заде, затем учился режиссуре в Тегеранском университете искусств. «Водный мальчик» его дебют в игровом полнометражном кино.
Среди документальных картин жюри отметило киргизского «Почтальона» Ибадуллы Аджибаева о 60-летнем почтальоне из села Кош-Таш. Целыми днями он разносит корреспонденцию и пенсии односельчанам, летом и зимой в любую погоду отправляется в самые отдаленные места, иногда не может попасть в чей-то дом из-за грозной собаки. Простая и трогательная картина с очень симпатичным и бесхитростным героем для нас — настоящая экзотика.
Отмечен дебют Яны Скопиной «Скоро кончится лето», снятый в Казахстане о некогда многонациональном дворе. Яна родилась в Алма-Ате, училась на курсе у Сергея Соловьева и наследует его традициям. Она рассказала о «последнем лете детства» 90-х, где звучат песни Цоя, а герои познают первую любовь, первые радости и разочарования. Кино немного старомодное по своей эстетике, но этим и привлекательно.
Среди студенческих работ жюри выбрало азербайджанский «Колодец». Начинающий режиссер Эльнур Паша рассказал о мастере по рытью колодцев. Ему предстоит вырыть сороковой. Среди короткометражек отмечен «Младший брат ангелов» Умедшо Мирзоширинова из Таджикистана. В семье, где уже есть маленький сын, новорожденные не выживают. Они становятся ангелами, как думает сам мальчик. А взрослые считают, что он сам приносит беду. Ради того, чтобы ничего этого не было в жизни, парень решается на трагический ритуал. Режиссер фильма учился во ВГИКе на актерском курсе у Михаила Глузского, а затем в режиссерской мастерской Владимира Наумова. Теперь его маленькая картина путешествует по миру, и уже получила несколько наград. Лучшим анимационным фильмом стала «Блюз» из Армении о пожилых музыкантах и их несбывшихся мечтах. Все эти фильмы очень разные, но каждый как философский рассказ о не всегда счастливой жизни, которая непременно дает героям какой-то шанс.