Последние новостиРоссия

Почему «Волга» была «советским премиум-классом»

Опубликовано:08.07.2021

Этот автомобиль в СССР был символом принадлежности к касте людей, у которых «жизнь удалась». А большинство о нем не могли даже мечтать — слишком много звезд должно было сойтись над рядовым советским гражданином, чтобы он сел за руль собственной «Волги».

Почему «Волга» была «советским премиум-классом»

В чем «крутизна»

Когда в 1957 году на Горьковском автозаводе запустили в производство ГАЗ-21 «Волга», не было даже намека на то, что это будет «советский премиум-класс». Машина предназначалась как для народного хозяйства, так и для обычных граждан.

На фоне «Москвича-403» и «Запорожца» ГАЗ-21 выгодно отличался. Американский стиль, плавные линии форм, просторный салон и мощный двигатель сформировали устойчивое общественное мнение о превосходстве «Волги» над другими моделями, что также подтверждали высокие эксплуатационные показатели.

В 1970 году начался выпуск ГАЗ-24, но концепция «Волги» осталась неизменной — большой, комфортабельный и надежный седан имел существенное преимущество над другими моделями советского автопрома, но для большинства простых советских граждан оставался несбыточной мечтой.

Хорошая репутация

Около 75-80 % автомобилей ГАЗ-24 по распределению поступали в народное хозяйство. Часть эксплуатировалась в таксопарках, в милиции, на станциях «Скорой помощи» и в ряде отраслевых предприятий.

Но большинство «Волг» использовалось в качестве служебного транспорта руководителями разных уровней, чиновниками территориальных органов исполнительной и партийной власти.

Автомобилем за заслуги могли наградить народного артиста, академика, спортсмена, военного или государственного деятеля при выходе на пенсию, а в некоторых случаях — поощрить передовика производства.

Так ГАЗ-24 в СССР стал показателем статуса человека, который чего-то добился. Хотя это справедливо и к тем счастливчикам, которым удалось приобрести «Волгу» в личное пользование.

Высокая цена

Почему «Волга» была «советским премиум-классом»

Потому что прежде чем «Волгу» купить, нужно было на нее накопить. Кредиты в СССР на приобретение машин не давали, поэтому будущему автомобилисту приходилось откладывать.

Во времена правления Л. И. Брежнева средняя заработная плата занятых в народном хозяйстве составляла от 150 до 200 рублей — в зависимости от профессии, должности и региона.

В 1970 году ГАЗ-24 стоил 9150 рублей, в 1979 — 9800 руб., а за период с 1983 по 1991 годы цена возросла с 11200 до 15900 рублей. Это была астрономическая сумма для простого советского гражданина. На эти деньги можно было приобрести, к примеру, два автомобиля «Жигули» или кооперативную квартиру с мебелью.

Непростая покупка

Но даже если денег на «Волгу» насобирать все же удавалось, приобрести ее было весьма сложно. Автомобили в СССР приобретались по записи в порядке очереди.

Так можно было купить «Запорожец», «Жигули» или «Москвич». На «Волгу» записываться смысла не было — в «свободную» продажу их поступало мало, еще меньше распределялось по квоте: в такой очереди можно было «стоять» десяток лет.

Еще была возможность приобрести автомобиль через систему магазинов «Березка» и «Каштан», расплатившись заработанными чеками «Внешпосылторга». Это могли сделать те, кто работал за рубежом.

Но существовал еще и «черный рынок». Через систему перераспределения «для своих» ушлые директора предприятий снабжения реализовывали новые автомобили через комиссионные магазины, где будущий владелец покупал «Волгу» по якобы заниженной цене.

На самом же деле переплата за новый автомобиль, купленный по такой схеме, составляла порядка 20 тысяч рублей, поэтому честный человек себе этого позволить не мог.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Кнопка «Наверх»